Дараган К. - О традиции и инновациях в астрологии

В астрологии очень многие понятия и методы не являются ни однозначно разделяемыми, ни общеупотребимыми. Не секрет, что традиция астрологии в течение последних пяти тысяч лет неоднократно прерывалась, искажалась и трактовалась на новый лад согласно веяниям времени, в которое жили переводчики и астрологи. Не секрет также, что астрология к началу XXI столетия вовсе не является единой системой. Это разделяет астрологов на школы и лагеря сторонников различных авторитетных фигур. Очень часто такие «лагерные группировки» взаимно отрицают друг друга, считая астрологией только самих себя, а все остальное — недоразумением. Самый же крупный раскол в мировой астрологии произошел в последние три столетия, и связан непосредственно с открытием высших планет.

Развитие астрономии поломало существующие сотни лет методы, построенные исключительно вокруг семи планет Септенера, и заставило астрологию развиваться. Отношение к этому факту стало водоразделом между двумя архипелагами в астрологии — традиционной и современной. Причем, в каждом из этих архипелагов существует множество различных школ, зачастую соперничающих друг с другом. Часть из этих школ возникла по причине плохого перевода старых текстов. Другая — из-за амбиций некоторых древних и современных авторов. А живучи эти школы прежде всего потому, что в астрологии, как в отечественной, так и в зарубежной, очень мало людей, имеющих достаточный уровень базового образования и навыки научной работы. И у них, и у нас астрология развивается энтузиастами с самой разной биографией и образованием.

Для любого астролога всегда будет существовать дилемма, чему следовать в спорных вопросах, непроверяемых практикой легко и безотлагательно — традиции или новациям? Я же хочу сказать, что дилемма эта — кажущаяся, ее просто нет. На самом деле есть другая, значительно более глубокая и серьезная. Какие существуют пути в освоении астрологии каждым из нас да и вообще в развитии астрологии как науки?

Первый путь

— «директное» развитие «современной» научной астрологии через исследования и эксперимент. На развитие современной астрологии значительно повлиял бурный прогресс основной науки о человеке — психологии. Психология была областью знаний, которая не была научной до XIX века, и которой выдающиеся умы, такие как Иммануил Кант, вовсе отказывали в звании теоретической науки даже в отдаленном будущем. Но де факто она стала наукой. Этот пример, безусловно, влиял и влияет на астрологов современности, так как астрология — все еще аутсайдер в современном научном сообществе. Развитие статистических исследований, перенимание методов психологических исследований и даже целых концепций психологии, эмпиричность и эклектичность — характерные черты современной астрологии. Плюс в том, что эти черты действительно объединяют современную астрологию с наукой. Главный же недостаток — именно в характерном постмодернистском дискурсе, когда отрицается преемственность традиции, позволено все, любые методики и их комбинации. Тем не менее, огромное преимущество современного подхода в том, что признается необходимость обратной связи между свершившимися фактами и тем, что за них отвечает в карте. Это неотъемлемая часть любой эмпирической науки. И это единственный практический путь самообучения для астролога, так как все остальные пути — теоретические. Фундаментом первого пути является Разум и экспериментальный подход. Характерная черта — принятие идеи о свободе воли и возможности менять судьбу в определенных пределах.

Второй путь

— ретроградный, связанный с восстановлением забытого и утраченного астрологического знания. Значительное преимущество этого направления в том, что оно сохраняет и пытается восстановить утраченную связь времен в астрологии. Огромную ценность многовекового опыта трудно, просто невозможно переоценить. Но тут есть и свои минусы. Существующие сейчас чистые «традиционные» школы астрологии не признают все, что появилось в астрологии (и что намного любопытнее, в астрономии) примерно после XVIII столетия, когда был открыт Уран. Но более серьезный симптом в том, что, развиваясь в демонстративной оппозиции к психологически-ориентированным школам астрологии, традиционные школы игнорируют (фактически, теряют) все прикладные достижения современных наук о человеке за последние столетия. Традиционное направление неизбежно грешит догматизмом и некритичным отношением к аутентичным астрологическим текстам. Это может доходить вплоть до игнорирования фактов реальной жизни, если они не стыкуются с астрологической теорией, в которую на данный момент верит ее сторонник. Фундаментальным элементом этого пути является Вера первоисточникам и следование авторитетным канонам. Характерная черта — вера в фатальность прогностики и в возможность астрологических предсказаний практически на уровне пророчеств.

Третий путь

— это интеграция методов древней астрологии в современную практику, расширение возможностей и качества практического приложения современной астрологии за счет опыта ее Истории. На самом деле иного пути просто нет даже у представителей традиционных направлений. Уже хотя бы просто потому, что астрологией занимаются сейчас люди с современным мировоззрением, не считающие более, что планеты прикреплены к небесным сферам, имеющие доступ к самой различной кросс-культурной информации, и признающие высшие планеты хотя бы на уровне их отрицания в астрологической практике. Астрология как открытая система — характерная черта этого подхода. Не случайно в нескольких местах «Христианской астрологии», написанной в эпоху Просвещения, мы встречаемся с высказываниями Лилли о том, что необходимо сочетать знание правил со здравым смыслом и опытом — знаменитое «От тебя и от Искусства».

Тут можно судить по аналогии, и я в качестве иллюстрации возьму другие хорошо известные мне области. Как в боевых искусствах, так и в философии у новичков существует «детская болезнь левизны» — поиск самой «крутой» школы. Очень часто это сопровождается погоней за освященной временем традицией или же за харизматичной (или экзотичной) личностью наставника. И это именно «болезнь взросления», так как в обеих этих областях, и в традиции боевых искусств и в традиции философии, дилемма между традицией и современностью десятки и сотни лет назад была осмыслена и решена. Потому даже разговор на эту тему считается признаком дурного тона и недостатка образования. Но в современной нам астрологии ситуация не такая благополучная. Фактически, астрология, как неразрывная традиция, существует совсем недавно — после ее реставрации в начале XX столетия. И вопрос, сформулированный в начале статьи, все еще живуч в дискуссиях. Но и в астрологии, как и везде, существует все тот же самый третий путь, который для практики боевых искусств и развития философского знания уже давным-давно является основным.

Третий, срединный путь

— это не вопрос выбора на самом деле. Это, то, что действительно происходит в изучении и освоении нового знания. Мы, подобно Одиссею, должны проплыть между Сциллой и Харибдой — абсурдом религиозного догматизма и фатализма с одной стороны и абсурдом вседозволенности и пустого теоретизирования с другой. Избегать этих крайностей — очевидное решение здравого смысла. В центральной части бланка гороскопа, который изображен на гравюре рядом с самим Лилли, написаны слова «Non cogunt», то есть звезды «Не принуждают». Такое же здравое отношение к практике мы можем найти и у Бируни, и у Бонати, и, убежден, у любого серьезного астрологического автора.

И вот тут мы подходим к ключевой дилемме, действительному вопросу, который должен задать себе любой практик. Что будет важнее в фундаментальных спорных вопросах, когда проверки практикой и опытом всегда будет недостаточно, или когда она невозможна? Что важнее — авторитет Веры, или авторитет Разума? Этот вопрос не решен, и думаю, никогда не будет решен, ни в астрологии, ни в философии, ни где угодно еще. И вот тут уже каждому — свое. Но ирония судьбы в том, что астрология — знание рациональное, а значит и срединный путь придется искать рациональным путем, в разумном и взвешенном подходе.


daragan@mail.ruhttp://www.astrology-online.ru