Происшествие в Третьяковской галерее

картина И.Е.Репина Иван Грозный, убивающий своего сына

25 мая 2018 г. в Третьяковской галерее было совершено нападение на картину И.Е.Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», которую обычно называют «Иван Грозный, убивающий своего сына». В пятницу Третьяковка работает до 21 часа, и нападение было совершено перед ее закрытием, когда сотрудники обходили залы.

А.А.Балашов

Знаменитая картина уже дважды подверглась нападению: в первый раз это случилось в 1913 г., когда она была изрезана садовым серповидным ножом двадцативосьмилетним психически больным иконописцем из старообрядцев А.А.Балашовым.

Художественная общественность была взбудоражена. Значимость этого события для общества видна даже из того факта, что в печати сохранилось указание точного времени нападения на картину – 10:30 утра.

Известная картина была написана русским художником в 1883-1885 годы и впервые выставлена на 13-й выставке передвижников, открывшейся в Петербурге 10 февраля 1885 года. Еще до открытия выставки вокруг картины разгорелась полемика по поводу названия, приемлемого для цензуры. Успех ее был просто ошеломляющий. Картина вызвала восторженные отзывы общественности и художников, однако, Александру III идея картины не понравилась, поэтому было решено снять ее с выставки в Москве и не показывать в других городах России. Исчезновение картины из Третьяковской галереи и связанные с этим слухи – один другого невероятнее – все это говорит о том, что появление репинского произведения было событием огромного значения для самых широких и разнородных кругов русской интеллигенции.

Считается, что это было первым случаем цензуры художественных выставок в России. Вскоре после этого полотно приобрел коллекционер искусства и меценат Павел Третьяков. Однако, через некоторое время, в июле 1885 года запрет на его демонстрацию был снят, и полотно выставили в Третьяковской галерее.

Астрологическая картина дня открытия выставки представлена разнообразными аспектами, более половины из которых являются гармоничными. В целом день можно назвать хорошим: тригон Луны с Юпитером приносит жизнерадостность и оптимизм. Квинконсы Меркурия и Венеры с Юпитером указывают на повторяемость события, и действительно, передвижные выставки художников организовывались ежегодно вплоть до 1922 г.

Меркурий и Венера делают тригоны к Восходящему узлу, что подтверждают общественную значимость мероприятия и как нельзя лучше подходят для открытия выставки. Выставку посетило большое количество народа (тригоны Меркурий и Венеры с Плутоном и квинконс Луны с Плутоном).

Однако, есть среди аспектов полутораквадрат Солнца к Восходящему узлу – аспект общественного раздражения. Обращают на себя внимание тригоны Меркурия и Венеры с Ураном, а также квадрат Луны с Ураном, говорящие о чрезвычайном событии, связанном с миром искусства. Настораживают также квадраты Солнца и Марса с Нептуном, всегда оказывающие плохое влияние. Все это проявляется в повышенной возбудимости и чрезмерной чувствительности, быстро меняющемся настроении и чувствах из-за слишком подвижной и неустойчивой психики, неадекватном восприятии ситуации и фанатичности в достижении цели.

Космограмма

Космограмма на день открытия 13-й выставки передвижников

30 (17) января 1913 года в галерее имени братьев Третьяковых сумасшедший маньяк совершил нападение на картину. Солнце находилось в Водолее (статус падения) и соединилось с Марсом (статус вражды): указание на возможность неадекватных поступков в этот день.

Известно, что Репин очень трепетно относился к своим картинам. Для реставрации были приглашены друг Павла Третьякова И.С.Остроухов, а из Москвы Д.Ф.Богословский. Они пришли к выводу, что повреждения поправимы. Тригон Солнце-Сатурн подтверждает, что порядок будет восстановлен.

Очень красноречив гороскоп первого нападения на картину. Если мы отдаем I дом нападающему преступнику, то видим его управитель Марс в X доме в Козероге (статус экзальтации): человек гипертрофированно понимает свою цель и действия, для него это миссия (соединение Марса с Юпитером). Но эти действия вызывают огромную волну враждебных разговоров и слухов (оппозиция к Плутону в III доме).

Вторая «болевая» тема в гороскопе представлена оппозицией Солнца из XI дома (внутреннее стремление к переменам, надежды и сокровенные желания) к Нептуну в V доме (популярность, слава, внутреннее ощущение счастья). Оппозиция разрешается гармоничными аспектами на Сатурн в I доме, с которым в орбисном сходящемся соединении находится Луна, управитель V дома. Таким образом, в воспаленном мозгу нападающего зреет идея изменить свою жизнь и стать известным. И ведь стал: уже более ста лет о нем ежедневно рассказывают экскурсоводы в Третьяковке!

Космограмма

Первое нападение на картину

И.С.Остроухов

И.С.Остроухов – русский художник-пейзажист, коллекционер и один из руководителей Третьяковской галереи. После печального инцидента сразу же вышел в отставку. Член Товарищества передвижных художественных выставок, Союза русских художников, академик петербургской Академии художеств, друг П.М.Третьякова, один из руководителей Третьяковской галереи.

Д.Ф.Богословский

Д.Ф.Богословский (картина Б.Кустодиева) – художник-реставратор, ученик И.Репина. Его судьба драматична. В 1934 г. он был репрессирован и приговорен к трем годам ссылки по обвинению в сопротивлении мероприятиям советской власти по сносу церквей, старых усадеб, часовен и монастырей. После освобождения работал заведующим реставрационными мастерскими Государственного Исторического музея. Им был создан ряд новых методик в реставрации, он разработал составы новых красок для народного хозяйства. Он являлся автором многих статей, преподавателем на разных курсах, работал в ряде провинциальных музеев.

И вот, через 105 лет ситуация повторяется с точностью до деталей. Как и в 1913 г. картине было нанесено три удара ножом, правда преступником стал не душевнобольной, а тридцатисемилетний провинциал, специально приехавший, как он заявил следователям, в музей посмотреть эту картину, но «принявший на грудь» в музейном ресторане (астрологически слышится все тот же Нептун). Нападавший (имя его известно, но, честно говоря, не хочется его «увековечивать») признался, что его целью было восстановление исторической достоверности: в гороскопе второго нападения на картину X домом цели управляет Венера в Раке (произведение искусства, народное достояние), стоящая в VII доме борьбы за справедливость.

Инструмент его цели – Луна, которая стоит в этом доме, является диспозитором Венеры и управляет VIII домом экстремальной ситуации. Луна, кстати, как мы говорим, «король аспектов». Она делает такие «читабельные» аспекты как тригон к Венере, оппозиция к Урану (нестабильность положения и желание внести новую струю в серые будни), сходящийся квадрат с Марсом в Водолее (статус вражды, вредные для человека действия) во II доме (статус изгнания, неосознаваемые действия), полутораквадрат с Нептуном в III доме (разговоры, слухи, сплетни).

Обратите внимание: Марс управляет XI домом сокровенных желаний, то есть человек совершает действия, которые, с его точки зрения, изменят его жизнь. Поэтому есть повод засомневаться в словах хулигана о том, что он не понимал, что делает. Об этом же говорит управитель I дома Юпитер, который стоит в XI доме (мечты и надежды на перемены в будущем) и управляет XII, I и III домом, поэтому как и в 1913 г. нападающий мечтает, чтобы о нем заговорили.

Закономерно возникает вопрос об астрологической взаимосвязи нескольких событий – первого показа картины и двух нападений на нее.

Космограмма

Второе нападение на картину 25.05.2018.

Аспектных повторений 18. Конечно, «проигрался» аспектный ряд Солнце-Нептун: от квадрата на день первого показа картины, оппозиции на день первого нападения на картину до бинонагона на день второго нападения на картину (художественная экспозиция, сумасшедший и пьяный хулиган).

Также во всех трех рассмотренных случаях были задействованы аспекты между Меркурием и Венерой (новости культуры, разговоры об искусстве): соединение в день первого показа картины, секстиль на день первого нападения и полуквадрат в 2018 г. Полуквадрат приносит чувство неудовлетворенности. Это может, в частности, относиться к сообщению в СМИ о том, что на стекле картины не было противовандального покрытия, хотя в документах музея есть пометка о его наличии.

Какое поразительное отличие от реакции общества в 1913 году, когда между Меркурием и Венерой был секстиль! В то же время, сравнивая астрологическую картину трех событий, нельзя не отметить, что самое большое количество аспектов делают личные планеты (Луна Венера, Марс), и общественные планеты (Юпитер, Сатурн и Плутон) в день второго нападения на картину. Это подтверждает широкий общественный резонанс, причем, Сатурн и Плутон вступают в квинконс (повторяющееся действие!) с Восходящим узлом.

Три рассматриваемых события объединяет также аспект между Юпитером и Плутоном: квадрат на день выставки передвижников способствовал проявлению желания художников-передвижников создавать новые общественные идеи, обращал их на борьбу за власть в умах, авторитет и популярность, прибавлял способность бороться и побеждать, добиваться успеха, уважения, давал силу, мощь и энергию. Одновременно этот квадрат приносил и опасность потери репутации (снятие картины с выставки и запрет на показ – ухудшение репутации для художника).

Оппозиция между Юпитером и Плутоном во время первого нападения на картину подтверждает возможность демонстрации своего мировоззрения: Балашов набросился на картину с криком «хватит крови!». Секстиль на время второго нападения может проявляться в противоправных действиях, желании разрушать законы и правила, принятые в обществе, стремлении стать «высшим судьей».

Конечно, не обошлось без повторения аспектов личных планет с Марсом (импульсивные действия), Ураном (возбужденность, нервозность) и Плутоном (безжалостность, фанатизм, массовость, преступление, разрушение).

Аспектная активность Черной Луны (с Луной, Меркурием и Юпитером) на дни открытия выставки, первого и второго нападения на картину уже в который раз подтверждает правильность вывода о том, что Черная Луна – ни хороша, ни плоха сама по себе, она своеобразным образом акцентирует важность события.

***

Эта работа была продиктована эмоциональной реакцией автора на событие: транзитная Луна проходила натальный Нептун, транзитный Меркурий, управляющий III натальным домом новостей, шел по X дому, Марс подходил к натальному Марсу, транзитная Венера соединилась с Ураном, а транзитный ретроградный Сатурн встал в оппозицию с ним. Начав с актуального события, автору захотелось немного углубиться в историю, вспомнились годы обучения в любимой Alma mater – историческом факультете МГУ. Так «сработали» транзиты!

Кашенина Е.К.

Поделиться