Автономная некомерческая организация
ВЫСШАЯ ШКОЛА КЛАССИЧЕСКОЙ АСТРОЛОГИИ
Елены Кашениной
Обучение астрологии с нуля
Специализированные курсы для практикующих астрологов

Автономная некомерческая организация
ВЫСШАЯ ШКОЛА КЛАССИЧЕСКОЙ АСТРОЛОГИИ
Елены Кашениной

Кашенина Е.К. — Астрологическая карта жены художника К. Петрова-Водкина

Удивительно, но всех жен художников дореволюционной поры отличает один факт: выходя замуж, они прекращали свою карьеру, каких бы успехов они не добились к тому времени.

Первого февраля в одном из московских музеев начала работу замечательная выставка, имеющая знаменательное название «Жены». Валентин Серов, Игорь Грабарь, Михаил Нестеров, Илья Репин, Юрий Пименов, Александр Дейнека, Борис Кустодиев, Кузьма Петров-Водкин и многие другие, составляющие цвет русской культуры XIX-XX вв., рассказали нам о своих подругах, музах, возлюбленных и женах. Кто они, эти замечательные женщины? А то, что это были женщины замечательные, в этом нет никакого сомнения! Перед зрителем проходит панорама женских образов, начиная с портретов светских дам, изображений женщин-хозяек домашнего очага до энергичных и волевых женских образов 20-30-х годов XX в. Как разительно отличаются женщины этих двух эпох! Об их жизни и любви рассказывают в своих полотнах мужчины-художники, которые, будем говорить откровенно, всегда используют своих подруг в качестве бесплатных моделей (так было во все времена, как бы это ни было завуалированно чувством художника к своей модели!).

Удивительно, но всех жен художников дореволюционной поры отличает один факт: выходя замуж, они прекращали свою карьеру, каких бы успехов они не добились к тому времени. А ведь все они, как повествуют аннотации к картинам, были образованными девушками, кто-то из них мечтал о карьере художника, кто-то учился в консерватории и надеялся стать певицей или музыкантом. Замужество ставило точку на их мечтах и карьере. Они становились хозяйками дома, растили детей (а их было часто до шести, семи человек!) и подчиняли себя служению семье, мужьям и их интересам.

Автору как астрологу стало интересно увидеть эти качества в образах этих женщин. Наиболее привлекательным для небольшого астрологического исследования показался портрет жены В.Серова, очевидно, здесь сыграло определенную роль отношение автора к этому художнику. Но, к сожалению, дальше эмоций дело не пошло, так как не удалось найти данные рождения. С другими портретами все повторилось. Так прошло несколько недель, пока автор не наткнулась на воспоминания дочери К.Петрова-Водкина, Елены Кузьминичны Дунаевой. Здесь тоже все было не просто: даты рождения жены найти не удалось, в литературе упоминается только год, но в дневнике художника указан не только день, но и точное время рождения его дочери. Это уже было кое-что!

Гороскоп Е.К. Петровой-Водкиной, дочери художника

Очень давно на глаза автору попалась интересная идея использования карты ребенка для построения карты матери в случае, когда неизвестно время рождения матери (кажется, это из индийской астрологии). Предлагалось взять за Asc градус того дома в карте ребенка, в котором стоит его Луна. Примечательно, что эту идею автор данной статьи могла сразу же использовать, потому что во время оккупации были потеряны все документы матери, не было известно не то, что время рождения, но даже день, месяц и год ее рождения! У бабушки было четверо детей, и все даты их рождения в памяти перепутались. Благодаря использованию указанного метода, одиннадцатый дом, в котором стоит Луна автора, становится символическим первым домом в карте ее матери. До прогнозирования событий по этой карте дело тогда не дошло, но описательная часть (характеристика личности, склонности, профессия) работала очень хорошо.

В данном исследовании, автор использует указанный прием: это карта, построенная на день рождения дочери жены художника – Елены Кузьминичны (1.10.1922), в которой символическим первым домом матери берется тот дом, где стоит Луна, то есть за Asc в карте Марии Федоровны берется градус II дома дочери, в котором и стоит Луна. Таким образом, Asc карты жены художника становится 30 градус Стрельца. Поэтому пусть читателя не смущает приведенная в статье карта с годом рождения Марии Федоровны – 1922 (реальная дата ее рождения – 1885 г.).

Символическая карта М.Ф.Петровой-Водкиной, построенная от карты ее дочери

Мари, будущая жена Петрова-Водкина, была одной из четырех дочерей мадам Жозефины Йованович. Ее мужа, сербского эмигранта, в 16 лет послали в Париж на учебу, здесь он получил диплом инженера и французское гражданство, а через несколько лет он познакомился со своей женой француженкой. Молодой русский художник в 1906 г. поехал во Францию, чтобы заниматься в частных академиях Парижа. Мари в то время разносила еду постояльцам пансиона, которым владела ее мать. Молодые люди понравились друг другу.

Так как мы рассматриваем символическую карту жены художника, I производным домом художника в этой карте становится VII прямой дом Марии Федоровны, и начинается он в 30 градусе Близнецов. Тогда IX производный дом Петрова-Водкина начинается с Овна, а его управитель Марс стоит в I прямом доме Марии (жена-иностранка).

М.Ф. Петрова-Водкина (1885-1960), вспоминая о начале романа, рассказывала, что однажды Кузьма писал ее портрет и вдруг сказал, что он любит ее уже пять месяцев, с самой первой встречи, и не согласится ли на стать его женой? Петров-Водкин же говорил, что это Мария сама хотела выйти за него замуж, потому что он был достаточно успешным. Матери девушки идея с браком не понравилась, но она не стала мешать молодым. И надо сказать, что этот брак был крепким, и они прожили вместе тридцать два года. В России Марию-Жозефину Йованович стали называть Мара.

Брак в дирекциях подтверждается следующими аспектами: тригоном вершины VII дома с Солнцем, одним из управителей VII дома, полусекстилем вершины IV дома к ингрессии в Близнецы и сентагоном вершины VII дома с первым управителем Меркурием.

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939). Он любил, уважал и ценил жену.

Уезжая в командировки, он писал в своих письмах, как он рад, что у него есть Мара, его маленький товарищ (соединение Юпитера и Меркурия, управителей Марии и Кузьмы, как нельзя лучше говорят о товарищеских отношениях между ними), Он называл ее «гордой и честной женой» (восходящий Стрелец жены)».

Она занимала, как он писал ей, первое место в его мыслях и желаниях (соединение Юпитера и Меркурия имеет отношение к XI производному дому сокровенных желаний и мечты мужа).

Рассматривая карту, нельзя не обратить внимания на положение управителей I дома Мары: Юпитер (управитель последнего градуса Asc) и Сатурн стоят в этой символической карте в прямом VIII доме (доме серьезных изменений условий жизни человека). Нептун второй управитель Стрельца, мы видим ни где-нибудь, а в VII доме (муж-художник), следующий управитель I дома Уран стоит во II доме, предвещая владелице гороскопа всяческие неожиданности в финансовом положении.

В ноябре 1906 г. молодые расписались в мэрии, заключив гражданский брак, и переехали в Париж, а через три года художник принял решение вернуться в Россию и привез жену в родной Хвалынск.

Когда мать художника, простолюдинка, которая жила в постоянных трудах, увидела молодую женщину в кружевном платье, в шляпе, с цветами, в ажурных перчатках и чулках, она подумала про себя: «настоящая принцесса» и поняла, что жена сына – не помощница ей по хозяйству. Женщины так и не нашли взаимопонимания и холодно относились друг к другу всю жизнь.

Никто не смог бы в этой «французской принцессе» увидеть женщину, вся жизнь которой будет посвящена служению таланту ее мужа. В Хвалынске Мара крестилась в православную веру, и их обвенчали в местной церкви. Из Хвалынска молодые поехали в Петербург, чтобы быть, как написал художник вс воем дневнике, «вместе и навсегда» (думаю, все то же соединение Юпитера и Меркурия).

Работы Петрова-Водкина покупались плохо, и Маре пришлось терпеть творческие поиски молодого художника. Она поддерживала мужа и пробуждала в нем надежды на лучшее, не давая впадать в отчаянье. Именно тогда он написал «Купание красного коня», ставшего этапной в его работе, и принесшей ему мировую известность, а также много портретов любимой жены.

О голодной жизни в Петрограде 1918 г. можно судить по «Натюрморту с селедкой», на котором изображен паек художника, который делился с женой.

С годами Петров-Водкин становился известнее, и роль Мары, которая оставалась в тени мужа, в жизни семьи и судьбе художника, нельзя переоценить. Всеми домашними делами всегда занималась Мария Федоровна. Она умела делать все сама: хорошо готовила, гостей угощала пирогами и пирожными шила, вязала, так штопала носки и чулки, что они были красивее новых, и делала она это с энтузиазмом, внося праздничность в повседневные хлопоты (в III доме практических занятий стоят Овен и Телец, Луна в тригоне с Юпитером).

Навыки по хозяйству, как она рассказывала позже, она получила в монастыре. В 8 лет умер отец, мать осталась с маленькими дочерями, поэтому и поместила ее в монастырь (в этом возрасте вершина XII дома находится в тригоне к вершине III дома и полунонагоне к Солнцу, а управитель XII дома Юпитер имеет полунонагон с Венерой, управителем IV дома, полуквинтиль к МС и полутораквадрат с вершиной VI дома).

Став женой русского художника, Мара покинула свою родину (управитель IV и IX дома Венера в X доме цели), она так его любила, что ни разу не усомнившись, оставила карьеру камерной певицы, несмотря на то, что она училась в консерватории, и обладала сильным голосом (тау-квадрат Луна-Нептун-Венера). Кузьма Сергеевич просто сказал ей, что или он занимается живописью, либо она – пением.

Ничто не омрачало счастливой супружеской жизни кроме отсутствия ребенка, которого очень хотел К.Петров-Водкин. В карте, которую мы рассматриваем, производный V дом художника описывается знаком Стрельца, что указывает на энтузиазм в отношении детей, а управитель этого дома стоит во II производном доме К.Петрова-Водкина (дочь – его ценность). Юпитер в тригоне с Луной (они с женой обожали этого ребенка), но в карте Марии-Жозефины V прямой дом стоит в Близнецах, поэтому в воспоминаниях читаем, что она легче, чем муж, относилась к вопросу своего долголетнего бесплодия. Любопытно, что управитель производного V дома художника Юпитер в соединении с управителем V дома Мары Меркурием, но в разных знаках.

О затруднениях с деторождением свидетельствует уже упомянутый тау-квадрат, в котором участвуют две женские планеты, Луна и Венера, а также полунонагон управителя V дома Меркурия с Сатурном, управителем I дома, и тридециль Меркурия с Плутоном.

С 1912 г. художник много работает в теме материнства, взяв за образец Богородицу из русской иконописи. В работах искусствоведов можно часто прочитать, что он как бы «призывает душу ребенка». Не скрою, автор часто считала это красивой метафорой, но расширенный секстиль Юпитера (возможное увеличение орбиса аспекта по знаку), управителя V производного дома, с Нептуном, вторым управителем этого дома, тем не менее, очень хорошо иллюстрирует эту фразу.

В 1912 году, когда ей было 27 лет, Мария Федоровна сделала себе операцию, которая давала возможность иметь ребенка. На это указывают дирекции: вершина VIII дома делает полусекстиль с управителем дома Меркурием и секстиль с Солнцем точно на 27 лет.

Через 16 лет после встречи Петрова-Водкина с Мари, когда ей было уже тридцать семь лет, родился долгожданный ребенок, девочка Леночка, которую он ласково называл Ленушка (директный тридециль вершины V дома Марии Федоровны с управителем Меркурием, директный полуквадрат с орбисом 1 градус к ингрессии вершины IV дома в Близнецы, директный орбисный биквинтиль вершины IV дома с Венерой, управителем IV дома, директное соединение вершины VIII дома с Сатурном).

Как вспоминали знакомые и художник, Маре роды дались нелегко (директное соединение вершины VIII дома с Сатурном), у нее проявилась болезнь почек (при беглом взгляде на карту видим три планеты в Весах и две в Скорпионе с негармоничными аспектами), она страдала тромбофлебитом (Луна в Водолее включена в тау-квадрат).

Ухаживать за Леночкой, кормить, нянчить и гулять с девочкой пришлось Кузьме Сергеевичу (управитель VI дома Юпитер делает тригон к Луне – отец легко берет на себя заботу о ребенке). Нельзя не сказать о секстиле управителя его VI дома Юпитере, к прямому Asc Мары: конечно, здесь проявляется и забота о жене. Не вставая с постели, в слезах от боли в груди, она кормила ребенка, низким голосом ругала неловкого мужа и через пятнадцать минут требовала жидкого чая, называя его малокровным или мало крепким. Кузьма терпел все.

Когда дочери было 5 лет, в 1927 г. Волошин пригласил их в Крым, и в это время там произошло сильное землетрясение. Елена Петрова-Водкина дважды рассказывает об этом событии в воспоминаниях, подчеркивая, что родители решили остаться в Крыму, несмотря на панику и разрушения. Они считали, что такое событие бывает очень редко, пропускать его нельзя, а они, если что, все-таки все вместе. На картине все рушится, матери куда-то тащат детей.

В  прямом VIII доме экстремальных ситуаций у Марии Федоровны стоят три планеты, составляющие конфигурации с гармоничными аспектами. У Кузьмы Сергеевича в производном VIII доме этой карты стоит Уран с гармоничными аспектами в конфигурациях. Как пишут о нем современники, он вообще испытывал интерес ко всяческим природным катаклизмам, и ранее, в своей поездке по Италии, уже попадал в землетрясение.

В 1928 г. художник заболел туберкулезом, но прожил с этим заболеваниям еще 11 лет, как говорили врачи, только благодаря уходу жены. Умирая, он попросил Мару позаботиться о картинах, и она обещание ему. Благодаря ей многие картины художника, и в том числе «Купание красного коня» были возвращены в страну. Жена продолжала служить его интересам!

Деньги в доме всегда были у Кузьмы Сергеевича. Когда художник умер, Мария Федоровна с дочерью остались практически без средств, хотя в трехкомнатной квартире художника было множество картин. Все ушло задарма, чтобы свести концы с концами. Потом до них доходили слухи о том, как на них наживались покупатели картин. Дочь Елена считала, что жена художника сама выбрала себе такую жизнь. Интересно, что она во многом повторила судьбу своей матери (тау-квадрат Марс-Плутон-Солнце в соединении с Сатурном охватывает ее II-VIII-X дома).

Мария Федоровна издала прекрасные мемуары «Мой великий русский муж…».

*****

Эта небольшая работа совпала со 140-летием Кузьмы Сергеевича и 133-летием Марии Федоровны. Судьбы таких неординарных людей не отпускают от себя так просто. Не знаю, будет ли каким-то образом продолжено это исследование, в любом случае, в сердце есть глубокая благодарность за то, что их жизнь позволила провести данное астрологическое исследование.

Кашенина Е.

А вы знали.?

Самое интересное и бесплатное в нашем Telegram канале

Не дайте котику грустить,
подпишитесь...