Мир живет по циклическим законам: день сменяется ночью, весна — летом; дети растут и юность сменяет детство, а в старости человек нередко подобен ребенку. Астрология изучает циклы, а аспекты — это взаимоотношения между планетами, которые определяют то, как мы живем. В задачу доклада входило рассмотрение двух наиболее сильных и ярко выраженных аспектов — квадрата и трина. Методика выделения определенных групп аспектов может помочь при решении задач по профориентации, и данная работа призвана это проиллюстрировать.
Если аспекты расположить в зодиакальном круге от нуля Овна, то получается четыре квадратуры и три трина. Можно предположить, что характер действия аспекта зависит от места его расположения. Назовем квадрат от Овна до Рака I квадратом, от Рака до Весов — II квадратом, от Весов до Козерога — III квадратом, от Козерога до Овна — IV квадратом. Соответственно три тригона: I — от Овна до Льва, II — от Льва до Стрельца, III — от Стрельца до Овна.
Определять аспекты нужно против часовой стрелки, например: I квадрат у Наполеона (Уран в Тельце в квадратуре к Солнцу во Льве). II квадрат у Достоевского (Марс во Льве в квадратуре к Солнцу в Скорпионе). III квадрат у Маркса (Уран в Стрельце в квадратуре к Сатурну в Рыбах).
I тригон у Достоевского (Сатурн в Овне в тригоне к Марсу во Льве). II тригон у М. Монро (Сатурн в Скорпионе в тригоне к Марсу в Рыбах). III тригон у Маркса (Юпитер в Козероге в тригоне к Луне и Тельце). Определение фазы аспекта идет по восходящей планете.
Цикл развития квадрата можно классифицировать как четыре сезона: весна — Овен, лето — Рак, осень — Весы, зима — Козерог; в каждом сезоне энергия действия квадрата различна. I квадрант — весна; на этой фазе человек жаждет любви и принятия себя другими людьми, а если этого не происходит, то возможны две основные реакции: ответная агрессия, отвержение мира и людей или пассивность, уныние и чувство неполноценности.
С такой фазой квадрата родились многие революционеры и политики, в частности: Ленин, Гитлер, С. Хусейн, Дж. Неру, Наполеон. В творческой среде, среди режиссеров, актеров, музыкантов тоже часто встречается первый квадрант: Тарковский, Вахтангов, Немирович-Данченко, Смоктуновский, Жемчугова, Стравинский, Глинка, Скрябин.
II квадрант — лето. Здесь человек останавливается и задумывается над своим местом в этом мире, с чем связаны многочисленные вопросы: кем быть, каким быть, что делать. Здесь происходит поиск Бога, религии, веры. Эта фаза квадрата наиболее выражена у писателей и поэтов: Бунин, Куприн, Гумилев, Мандельштам, Маяковский, Достоевский, Есенин.
Широко распространены самоубийства в этой среде; это было связано с крушением идеалов, безверием и невозможностью найти свое место в жизни. Летний квадрант наиболее выражен у поэтов и писателей серебряного века, смысл творчества которых не всегда лежит на поверхности. Среди художников такой квадрат у Мухиной, Шагала, Малевича.
III квадрант — осень. Человеку становятся тесны рамки существующей реальности, и стоит задача преодолеть эти рамки, трансформировать старое и перейти к новому. На этой фазе человеку очень важна поддержка от окружающих людей. Не случайно в русских народных сказках герой, проходя испытания, получает помощь от зверей, птиц, природных сил. Путь испытаний — это путь обретения индивидуальности, личной философии по отношению к миру.
Такая фаза квадрата у философов — Рамакришны, Ницше; идеологов — Маркса, Сталина. Также осенний квадрат выражен у русских писателей — Белинского, Гоголя, Грибоедова, Жуковского, Чаадаева и русских ученых — Ломоносова, Лобачевского, Пирогова, Мичурина, Вернадского, Королева, Туполева.
IV квадрант — зима. Пройдя путь испытаний, обретя самостоятельность, человек начинает осмысливать происходящее. Важно то, насколько он принимает себя и свой жизненный опыт. Если принятия и осмысления не происходит, то наступает депрессия, пустота. Достижения человека здесь направлены на будущее, так как в них он ищет бессмертие.
Этот зимний квадрат больше всего выражен у ученых — Менделеева, Вернадского, Бехтерева, Павлова, Боткина, Бутлерова, Яковлева, Ландау, Сахарова, Эйнштейна; русских художников — Айвазовского, Врубеля, Поленова, Репин, Левитана; музыкантов — Бородина, Глинки, Скрябина, Рахманинова, Мусоргского, Чайковского.
В развитии тригона есть тоже свои закономерности. В этом случае можно использовать идею Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух, что соответствует трем зонам гороскопа. На каждой фазе развития тригона есть три уровня проработки.
Первый тригон (Бог-Отец). Это фаза творения. Энергия тригона — вспышка, искра нового, на этом уровне человек не слышит творческого импульса других, отвергает его. На первом уровне человек воспринимает стабильность и поддержку как должное и часто не замечает их. На первом уровне человек может лишь мечтать и парить в мире иллюзий. С первым тригоном родились писатели серебряного века и современники — Есенин, Зощенко, Маяковский, Булгаков, Гумилев, Высоцкий, Бродский, а также Пушкин и Чехов; политики — С. Хусейн, Муссолини, Трумэн, Горбачев; музыканты — Глинка, Чайковский, Стравинский, Шаляпин; ученые — Капица, Павлов, Ландау, Миклухо-Маклай.
На втором уровне человек сохраняет импульс, но направляет на свои узко эгоистические интересы. Развитие второго тригона (Бог-Сын) выражает сохранение и стабилизацию наследия Бога-Отца, и человек должен сосредоточить внимание на процессе, происходящем вокруг. Энергия данного тригона — равномерное горение. На втором уровне тригона происходит кристаллизация в своей правоте, иллюзиях: «Моя теория превыше всего». На этом уровне человек использует потенциал стабильности для себя и консервирует его.
Со вторым тригоном родились писатели и поэты-классики: Лермонтов, Тютчев, Жуковский, Гончаров, Некрасов, Л. Толстой, Салтыков-Щедрин; русские ученые — Пирогов, Менделеев, Сеченов, Боткин, Ковалевская; художники — Иванов, Шишкин, Крамской, Айвазовский.
Третий тригон — Дух. Это зона изменения и адаптации к новой действительности. На третьем уровне задача человека состоит в передаче миру творческого импульса, в создании нового, внесении своей доли творчества в динамику развития мира. Здесь нужно обратить внимание на практическую сторону творчества, а идеи нужно соотносить с происходящем вокруг. На третьем уровне творческое воображение должно соединить в себе мечты и реальность, то есть должна произойти адаптация философских воззрений, планов, идеологии к повседневной жизни. Энергия этого тригона должна обрести форму.
На третьем уровне тригона человек воспринимает как подарок сохранение и приумножение его миссии — дела жизни. С третьим тригоном родились многие политики — Ленин, Гитлер, С. Хусейн, Линкольн, Брежнев, Жириновский; современные ученые — Курчатов, Микоян, Яковлев, Королев, Сахаров, Эйнштейн, Туполев, а также Ломоносов, Циолковский, Вернадский; художники и музыканты — Суриков, Поленов, Брюллов, Левитан, Серов, Малевич, Петров-Водкин, Мусоргский, Чайковский, Рахманинов; философы — Ницше, Гурджиев, Маркс, Успенский, Д. Андреев, П. Флоренский.
Изучая циклы аспектов, можно определить, на что обратить внимание, куда направить энергию и как реализовать потенциальные возможности; наметить цели и зоны ближайшего развития.
Рассмотрев 140 гороскопов знаменитых людей, я выделила группы аспектов, наиболее часто встречающихся у представителей данной профессии, что может помочь при рассмотрении вопросов профессиональной ориентации.
Классические русские писатели и поэты (XVIII век):
выделенность второго тригона, третьего (осеннего) и второго (летнего) квадратов.
Писатели и поэты конца XIX — начала XX века:
первый и второй тригоны, а также первый и второй квадраты.
Русские ученые: первый и второй тригоны, четвертый (зимний), третий (осенний) квадраты и первый (весенний) квадраты.
Современные ученые: третий тригон, четвертый (зимний) квадрат и первый (весенний) квадраты.
Политики: тригоны — первый и третий, квадраты — на первом месте первый (весенний), на втором четвертый (зимний) квадраты.
Режиссеры, актеры: тригоны — первый и третий, квадраты — первый и второй.
Художники: тригоны — второй и третий, квадраты — на первом месте четвертый, а на втором — летний второй и осенний.
Музыканты, певцы: тригоны — первый и третий, квадраты — четвертый, первый или третий.